...

Предпосылки для всемирной известности Шаолиня

Шаолинь… Легендарная обитель. Известным на весь Мир Шаолиньский монастырь стал относительно недавно, благодаря развитию телевидения, кинематографа, и позже интернета. Когда монахи Шаолиня узнали, что поклонники восточных единоборств из многих стран прославляют их как мастеров боевых искусств, они были искренне удивлены. Ведь изучение приемов боя уже несколько веков было для них совершенно обычным делом.

Вопросы о Шаолиньском монастыре

Почему про Шаолиньский монастырь стали снимать фильмы, делать репортажи? Почему Шаолинь стал всемирным брендом, который ассоциируется у поклонников ушу с высшим мастерством в восточных единоборствах? Для такой известности были серьезные культурно-исторические предпосылки.

«Храм Шаолинь» с легендарным Джетом Ли. Была в 90-х годах такая передача на 1 канале «Клуб путешественников». И в этой передаче показывали данный фильм отрывками по 20 минут. Соучастником этих выпусков был Маслов А.А. После показа фильма секции боевых искусств и ушу были переполнены. Но справедливости ради стоит отметить, что псевдоучителей тоже прибавилось.

Из интервью с шаолиньским монахом Де Янем

– Вы хэнанец, то есть провели детство в этом регионе, но Ваши предки родом из провинции Аньхой, и в Китае Вас считают аньхойцем. Людей из этой провинции называют мягкими и приятными. Как это сочетается с жестким стилем шаолиньского ушу?

– Об аньхойцах говорят правильно. Они действительно располагают к себе, а шаолиньское ушу базируется в основном на ударах по людям. И именно это сочетание мягкого и жесткого дает нам правильный подход к ушу: не надо бить тех, кого любишь. Шаолиньское ушу это по сути котел, в котором сосредотачивается и переваривается все наше сознание. Да и, честно говоря, все, кто занимается нашим стилем ушу, должны быть мягкими. В последователе нашего учения должны соседствовать традиция и последовательность. Интервью целиком >>>

1. Географический р-н где располагается Шаолинь пронизан святостью и мистицизмом

Шаолинь располагается в красивейших горах Суншань, провинции Хэнань, уезда Дэнфень. Сдесь издревле поселялись или останавливались даосы, художники, калиграфы и другие люди, чей жизненный путь был связан с саморазвитием через какое либо искусство. Таким образом эти места привлекали некой святостью.

2. Шаолинь — копилка знаний по боевым искусствам

В монастыре Шаолинь останавливались известные военачальники и народные мастера ушу. Они передавали монахам Шаолиня свой боевой опыт полученный в реальных боях и сражениях. Существует легенда, которая гласит, что и сами монахи приглашали в монастырь мастеров боевых искусств, дабы улучшить свой боевой опыт и технический арсенал. В Xв, настоятель Шаолиня Фуцзюй пригласил 18 самых известных мастеров ушу в монастырь. А император Чжао Куанъинь посылал в Шаолинь известных военачальников для обучения монахов.

Другая подобная история, вероятно более реальная, описывает события происходящие в 13в, и связанна она с именами мастеров ушу Цзюэюанем, Ли Со и Бай Юйфенем. Они систематизировали имеющиеся в Шаолине знания по ушу, развили их и дополнили. Им приписывают появление таких разделов шаолиньского ушу, как «бой пяти животных», «72 приема Цзюэюаня», «13 шаолиньских захватов», и др…

К настоящему времени, количество стилей и соответственно боевых приемов, которые находятся в арсенале Шаолиня просто огромно. Росло и количество различных вспомогательных методик: дыхательные практики – цигун, техники медитации, методы укрепления тела, врачебная практика, способы восстановления после травм и т.п. 

Таким образом в шаолиньском монастыре формировался мощный пласт знаний по боевым искусствам самых разнообразных направлений и смежным дисциплинам. Эти знания не просто копились. Постепенно, среди обитателей Шаолиня выделилась группа монахов-бойцов. Их называют усэны. Они тренируются каждодневно, развивая боевое мастерство и постигая учение Чань через практику боевых искусств.

3. Монастырь, и Шаолинь в частности — самое подходящее место для занятий боевыми искусствами

Строгий распорядок дня, соответствующее питание, отсутствие отвлекающих факторов, подходящий духовный климат… Такое окружение лишь способствовало максимально-эффективным тренировкам. Присутствие в Шаолине комплекса культурно-исторических факторов позволило гармонично переплести практику боевых искусств с учением Чань (Шаолиньский монастырь является центром Чань буддизма в Китае), методами самосовершенствования, получения знаний по гражданским дисциплинам, народной медицине, калиграфии.

Таким образом в Шаолине формировалась некая «гремучая смесь» обстоятельств и знаний, которые позволили в итоге стать шаолиньскому направлению ушу тем, что он есть сейчас. В Шаолине накопилась лучшая по боевой эффективности из народных и армейских техник ушу. Особенности техники шаолиньского ушу сводятся к ведению боя на средней и ближней дистанции, частое выполнение ударов ладонями и локтями, перемещения преимущественно прямолинейные, отсутствие показных и малоэффективных приемов.

Кроме этого, шаолиньское направление характеризуется наличием значительного объема вспомогательных методик (гун), направленных с одной стороны на укрепление различных частей тела, с другой стороны на развитие внутренней силы человека.

Иными словами шаолиньское ушу настолько многогранно как в техническом аспекте, так и в тренировочных методах, насколько разнообразно ушу во всем Китае.

Вероятно поэтому в ушу и ходит поговорка:

«Все боевые искусства Поднебесной вышли из Шаолиньского монастыря».

Вот что говорит группа китайских исследователей по этому поводу:

«Фактически, связь между Шаолиньским монастырем и рождением ушу возникла из целого ряда факторов, но при этом ни один из этих факторов сам не возник из буддийского учения. Этот ряд факторов стал результатом взаимосложения целого ряда естественно-исторических причин»
.

Вероятно, удачное стечение этих обстоятельств именно в Шаолине, и отсутствие каких то элементов в других обителях не дало подобной известности другим монастырях Китая. Хотя и есть такое понятие, как монастырское ушу, т.к. Шаолинь не единственная обитель где монахи практиковали и практикуют боевые искусства, равно как и район, где располагается Шаолинь, не единственный район Китая, являющийся центром развития боевых искусств. Не менее притягательными в этом плане являются например р-н гор Удан и Эмей. Но если говорить, о более мелких центрах развития боевых искусств, то ушу получило в Китае такое широкое распространение, что фактически в каждом уезде существовала своя крупная школа ушу. Нереально представить например русских мужиков в российской глубинке массово и с интересом изучающих приемы ведения боя.

Ушу в Китае – это удивительное явление. А наличие мощных локаций его развития, подобных Шаолиню, является лишь обязательным атрибутом повсеместного распространения ушу в Китае.

Теперь, зная предпосылки популярности Шаолиня, уважаемому читателю будет проще понять что же представляет из себя Шаолиньское направление ушу. Ниже мы приводим достаточно известную среди изучающих ушу справку о техническом арсенале шаолиньского направления ушу. 

Технический арсенал Шаолиня (по материалам С.Л. Березнюк)

Сейчас к шаолиньским стилям относят:

1. стили практиковавшиеся и практикующиеся в монастыре постоянно (например хунцюань (красный кулак), с которого обычно и начинают изучать боевые искусства в Шаолине)

2. стили, носители традиции которых проживают в настоящее время вне монастыря, но шаолиньское происхождение которых несомненно (лоханьцюань, или шаолинь каньцзяцюань (шаолиньский домашний стиль).

В настоящее время к таолу шаолиньского кулачного искусства с уверенностью можно отнести следующие: сяо хунцюань (малый хунцюань), да хунцюань (большой хунцюань – 3 комплекса), паоцюань (пушечный кулак), чжаоянцюань (кулак обращенный к солнцу), мэйхуацюань (кулак сливы мэйхуа), тунбицюань (кулак пронзающих рук), цзиньганцюань (алмазный кулак), синьиба (захват сердца и мысли) и ряд других.

В парные таолу входят люхэцюань (кулак шести соединений), ухэцюань (кулак пяти соединений), «72 приема Цзюэюаня» и другие. Основные виды оружия: шест, копье, широкий меч-дао, прямой меч-цзянь, пернач, крюк тигриной головы, серп для травы, лопата с полумесяцем, девятизвенный хлыст, трехсекционный цеп, кинжал, алебарда-цзи, трезубец и другие. К смешанным таолу относятся «с голыми руками против широкого меча», «с голыми руками против копья», «с голыми руками против кинжала», «алебарда против копья», «широкий меч против копья», «шест против копья», «серп для травы против копья», и многие другие.

Кроме этого в шаолиньском ушу есть методики циньна (болевых захватов, заломов, удушений и т.п.), методы боя на короткой дистанции, трактат «Ицзиньцзин» («Канон изменений в мышцах») и другие методики.

Специфическая манера шаолиньского ушу состоит в том, что подъемы и опускания, наступления и отступления происходят по одной линии, подъемы поперечные – опускания продольные. Так как шаолиньское ушу утверждалось в боях, то считают, что атака и защита должны происходить фронтально или с боковой стороны, незачем тратить силы и ходить кругами. Бытует поговорка: «кулак бьет на пространстве где может улечься корова». Это означает, что в бою наступления и отступления делаются шага на два-три, поэтому при занятиях шаолиньским ушу нет ограничений по площадке и оборудованию.

В шаолиньском боевом искусстве требуется согласованное использование внутренних трех координаций (сердца и мысли, мысли и ци, ци и силы) и внешних трех координаций (кистей и стоп, локтей и коленей, плеч и бедер). Манера шаолиньских кулачных методов такова: «движешься – подобен ветру, стоишь – подобен вбитому гвоздю, тяжел – словно железо, легок – словно листок, защищаешься – словно девственница, нападаешь – как свирепый тигр.» Существует поговорка: «у кулака есть форма, у удара нет формы». Ее смысл в том, что кулак при тренировке таолу увидеть можно, но в реальной схватке из-за молниеносной скорости трудно разглядеть его форму.

Шаолиньцюань характеризуется шестью иероглифами: наработка, соответствие, храбрость, быстрота, свирепость и подлинность.

«Наработка» означает, что мастерство должно быть совершенным.
«Соответствие» – ци должно двигаться в соответствии с делаемым, защиты должны согласовываться с атаками помогая силе и следуя форме, не нужно входить в лобовое столкновение с надвигающимся приемом.
«Храбрость» – это решительность. Появилась возможность – и атакуешь без колебаний.
«Быстрота» – это скорость. В движении подобен убегающему зайцу, окидываешь взглядом – будто летящий лебедь.
«Свирепость» означает, что в движениях должна быть сила.
«Подлинность» – это означает, что не надо тренировать красивых пустых движений

В закалке тела основным методом в Шаолине является «столбовое стояние», в который входят столбовое стояние в позиции мабу, столбы сливы мэйхуа и т.д. «Столбовое настаивание» – база шаолиньского кулачного искусства, важнейший способ тренировки силы ног и урегулирования дыхания. Натренировал «столбовое стояние» – и в движениях будешь устойчивым словно гора Тайшань.

Чтобы практиковать шаолиньское ушу естественно не обязательно быть монахом. Достаточно придти в наш клуб и приступить к занятиям!

 

Запишись на пробное бесплатное зантие по ушу

Посетите наши группы в социальных сетях

Share This
Серафинит - АкселераторОптимизировано Серафинит - Акселератор
Включает высокую скорость сайта, чтобы быть привлекательным для людей и поисковых систем.